Специальная карта Европейской России с прилегающей к ней частью Западной Европы и Малой Азии (карта Стрельбицкого)
Автор: Капитан Генерального Штаба Стрельбицкий
Год издания: конец 19 – начало 20 веков
Масштаб: 10 верст в дюйме
Первое место среди картографических трудов второй половины 19 века, бесспорно, занимает новая специальная карта Европейской России (Карта Стрельбицкого).
В связи с устаревшими данными карты Шуберта, в середине 19 века появилась острая необходимость в более подробной и современной карте Европейской части России, которая могла бы служить для военных целей: как стратегических, так и дислокационных.
Вопрос об издании новой специальной карты Европейской России был возбужден в январе 1863 года, генерал-квартирмейстером, генерал-лейтенантом Веригиным. Указав, в заседании Совещательного Комитета, на устарелость и неточность 10-ти-верстной карты Шуберта, издание которой было окончено еще в 1842 году, генерал-лейтенант Веригин обратил внимание членов комитета на необходимость издания новой подробной карты Европейской Росси, которая могла бы служить для общих стратегических соображений.
Члены комитета, рассмотрев листы представленных карт: 1) Специальной карты Шуберта в 10-ти-верстном масштабе; 2) Подробной карты (так называемой столистовой) в 20-ти –верстном масштабе; 3)Карты Географического общества, в масштабе 40 верст в дюйме, 4) Карты Австрии Фаллона в 22,5-верстном масштабе, пришли к заключению, что карта Австрии Фаллона может быть принята за образец, а масштаб карты достаточно принять 20-ти верстный.
Военный министр на доклад об издании подробной карты Европейской России в 20-ти-верстном масштабе не положил окончательной резолюции, высказав мнение, что до окончательного решения вопроса об издании генеральной карты, следовало бы составить подробные предложения и что даже не лишне было бы составить образцы карт, на которых бы можно было бы видеть техническую отделку карты и степень подробности в контурах, надписях и прочее.
Когда, вследствие этого, были составлены образцы – один в 20-ти-верстном масштабе, а другой в 10-ти-верстном, для части Бессарабии и Подольской губернии, 30 апреля 1864 года Совещательный комитет, рассмотрев представленные образцы, постановил:
1. Новую специальную карту России издавать в 10-ти-верстном масштабе, исполнив ее по проекции Гаусса.
2. Обнять ею всю Европейскую Россию в пределах возможно близких к принятым на картах Географического Общества.
3. Ввести в специальную карту возможно подробную орографию, гидрографию с ситуацией берегов, пески, леса, все государственные, губернские и уездные границы, железные, почтовые и главнейшие из проселочных дорог, наконец: все жилые пункты (допуская отступления лишь в самых крайних случаях, когда обилие надписей дробных пунктов могло бы привести к пестроте карты).
4. Исполнить карту хромолитографическим способом, печатая контуры и надписи черной краской, горы – сепией, воды – синей и леса – зеленой краской.
5. Контуры и надписи резать на меди, а прочие предметы на камне.
6. В надписях на карте держаться общепринятой орографии.
7. Составление карты вести под редакцией особой комиссии из следующих лиц: генерал-лейтенанта Стефана (как главного руководителя), Полковника Тютикова, Подполковников: Шевелева, Ильина и Лаврентьева.
Генерал Стефан распорядился составить новые образцы различных местностей, в том самом виде, в каком должна издаваться специальная карта, т. е. с нанесением контуров, надписей, лесов и орографии, для того, чтобы можно было верно судить о том, какая может быть допущена полнота на карте 10-ти-верстного масштаба. Из всех составленных образец капитана Стрельбицкого был удостоен одобрения и был принят за образец для составления и издания новой специальной карты. Капитану Стрельбицкому было поручено составить новые условные знаки и дополнительные правила по составлению специальной карты.
Таковые знаки и правила вместе с дополнениями к ним были утверждены Военным Министром 29-го сентября 1865 года, а в ноябре того же года было начато составление и гравирование новой специальной карты все Европейской России, уже под редакцией Генерального Штаба капитана Стрельбицкого.
Главные дополнения, внесенные в 1865 году в постановления совещательного комитета, относились преимущественно к выбору помещаемых на карту жилых пунктов. Так как десятиверстный масштаб карты в некоторых губерниях не позволяет нанести всех населенных пунктов, помещенных на трехверстной карте и съемках. Было предложено ограничится нанесением на карту лишь только тех жилых пунктов, в которых не менее 5-ти дворов; в губерниях, где наибольшая часть селений заключает в себе не более 5-ти дворов, принять за пределы наносимых на карту жилых пунктов деревни от 3-х дворов, так как с пропуском на карте всех деревень от 5-ти до 3-х дворов, карта оставалась бы пустой и не выражала бы действительной густоты населения. Кроме того, вводились на карту: господские дома, мызы, фольварки и на больших дорогах постоялые дома. При нанесении на карту остальных подробностей, предложено было помещать только такие предметы, которые бы имели особую важность для местности, как например: пески, солончаки, болота, колодцы при дорогах в степных губерниях, имеющие важное значение при проходе войск, и вообще предметы, характеризующие местность; для ясности же карты малых речек, не имеющих надписей, а также кустарников на карту не наносить.
Новая специальная карта (карта Стрельбицкого) представляла громаднейшее картографическое издание на 152-х листах и покрывала собою пространство гораздо большее половины всей Европы.
Начатая в ноябре 1865 года, карта Стрельбицкого была окончена в ноябре 1871 года, т. е. ровно через 6 лет. (Район Малой Азии на 18 листах был издан в 1916 году, путем снятия фотокопий с карты Киперта, масштаба 1:400 000).
Специальная карта Стрельбицкого покрывает обширное пространство Европейской России, с включением Финляндии, Оренбургского края, Кавказа и привислянских губерний; из заграничных пространств в нее входят: часть Пруссии, вся Галиция и Буковина, Молдавия и Валахия и часть Европейской Турции.
Материалами для составления специальной карты под редакцией капитана Стрельбицкого служили:
1. Для тех губерний, в которых произведены топографические съемки, или подлинные съемки, или составленная из них топографическая карта.
2. Для тех же губерний, где не было топографических съемок, пользовались рекогносцировками и другими разного рода картографическими материалами, имеющимися в архивах Военно-Топографического Отдела.
3. Для губерний: Олонецкой, Вологодской, Вятской, Пермской и для Шенкурского уезда Архангельской губернии служили планы генерального межевания, полученные из межевого ведомства.
4. Для остальных уездов Архангельской губернии служили различного рода картографические материалы, добытые из Министерства Государственных имуществ и Центрального Статистического комитета.
5. Для Финляндии – хозяйственные съемки Финляндии, а для северных и северо-восточных ее частей – разграничение с Норвегией и разного другого рода карты.
6. Для заграничных пространств – лучшие и новейшие карты пограничных государств, а для Турции и Персии – съемки персидско-турецкого разграничения и другие.
7. Для определения числа дворов служили материалом: списки населенных мест, издаваемые Центральным Статистическим комитетом; Географический Словарь – географического Общества.
Делая сводку всем материалам, вошедшим в специальную карту Стрельбицкого, необходимо отметить, что кроме материалов Военно-топографического отдела, в нее вошли: материалы, имеющиеся в министерствах: в морском и государственных имуществах, в межевом и горном ведомствах, в Центральном Статистическом Комитете, Географическом Обществе и материалы и описания, добытые частным путем для тех местностей, для дополнения которых необходимыми подробностями, официальные материалы оказывались недостаточными.
Очевидно, что для подобного картографического издания служить только военным потребностям (дислокационным и стратегическим) – слишком узкое назначение. Безошибочно можно сказать, что Специальная карта Стрельбицкого удовлетворила потребности всего русского общества в хорошей подробной карте.
В последующих изданиях в карты вносились исправления и дополнения, основанием для которых послужили карты более крупных масштабов и рекогносцировки, проведенные Корпусом Военных топографов и другими ведомствами. По результатам рекогносцировки были нанесены железные дороги.
Стрельбицкий Иван Афанасьевич
Иван Афанасьевич Стрельбицкий – генерального штаба генерал-лейтенант, генерал от инфантерии, один из известнейших картографов.
Родился в 1828 г. в Полтавской губернии; по окончании курса в школе землемеров, бывшей при Киевском университете, поступил на службу в межевой корпус, затем перешел в санкт-петербургский гренадерский короля Фридриха-Вильгельма III полк; в 1861 г. окончил курс в военной академии и зачислен в генеральный штаб.
В 1865 г. на Стрельбицкого была возложена редакция новой “Специальной карты Европейской России”. С тех пор он был постоянным руководителем этого громадного труда, исполняя вместе с тем, как в России, так и за границей, многие другие поручения.
Научные работы Стрельбицкого обратили на себя общее внимание. Русское географическое общество удостоило его высшей награды – Константиновской медали; французское географическое общество тоже присудило ему медаль; многие другие географические и статистические общества, а также и международный статистический институт избрали Стрельбицкого в свои члены.
Умер в 1900 г.
Главные труды Стрельбицкого:
* “Специальная карта Европейской России” (Изданная военно-топографическим отделом главного штаба, под редакцией Стрельбицкого); карта эта, в масштабе 10 верст в дюйме, состоит из 178 листов и заключает в себе не только европейские владения России, но и большую часть Пруссии и Австро-Венгрии, Балканский полуостров, части Малой Азии и Турции;
* “Исчисление поверхности Российской Империи, в общем ее составе, в царствование императора Александра II” (1874) – громадный и замечательный по обработке труд, который впервые дал верные сведения о поверхности владений России, как в целом их составе, так и по губерниям и уездам, с отдельным вычислением островов и озер.
Другие труды Стрельбицкого:
* “Владения турок на материке Европы с 1700 по 1879 г.”, с 15 картами и таблицами (1879, с приложением дипломатических актов; переведено на французский язык);
* “Земельные приобретения России с 1855 по 1881 г.”, с 3 картами (издание, составленное к 25-летнему юбилей царствования императора Александра II; в нем приведены указания, с цифровыми данными, на 22 события означенного периода времени, в которое Россией приобретено земель более, чем в какое-либо из предшествовавших царствований, начиная с Петра Великого );
* “Superficie de l’Europe” (1882; издание это представляет первое однохарактерно выполненное и проверенное по зонам и речным бассейнам исчисление поверхности европейского материка, по государствам и провинциям, с показанием протяжения рек и береговых очертаний; метод вычислений, употребленный при этом Стрельбицким, принят в руководство не только частными, но и правительственными учреждениями иностранных государств);
* “Карта Европейской России, составленная на основании положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости, 19 февраля 1861 г.”, изданная с особого разрешения государственного совета для наглядного разъяснения наибольших и наименьших душевных наделов во всех местностях России (издание это давно уже разошлось);
* “Карта Донецкого каменноугольного кряжа”, прекрасно выполненная хромолитографическим способом (на 2 листах, с описанием); составлена на основании точных исследований и съемок, произведенных горными инженерами, братьями Носовыми; впервые ознакомила с минеральными богатствами названного кряжа и послужила к развитию добычи каменного угля и сооружению новых железных дорог;
* “Исчисление поверхности Российской империи в царствование императора Александра III” (1889).