Наказ купеческаго общества города Епифани
Города Епифани от жителей избранному в коммисию о сочинении проекта новаго уложения депутату Александр, Артемонову сыну, Светушкину.
НАКАЗ.
По силе манифеста Ея Императорскаго Величества, декабря 14 числа 1766 года, избран ты, Светушкин, от жителей сего города в коммисию о сочинении проекта новаго уложения депутатом. И, в сходствие присланнаго при том высочайшем манифесте для нас обряда, учинено вам полномочие. И препоручаем тебе всенижайшия наши общия челобитья и представления, також усмотренные нами общие недостатки и нужды нижеследующие представить, где надлежит.
1. В ратуше присутствующим повелено б было быть дву человекам ис купечества по два года с переменою, и от протчих граждан оных преимуществом отменить.
2. Как то в Епифанском уезде, в селе Пречистенском, имеютца ежедневные торги, и в том селе производитца казенная соляная продажа. И для приему и продажи соли, к збору за ту соль денег ежегодно определяютца из епифанскаго купечества по три человека, которые находятца в том селе безотлучно, чрез что те выборные во весь год от своих домов и экономии отбывают и своей купеческой комерции лишаются, да еще и под щетом многое время волочатся, в чем не без отягощения. По притчине той потребно изыскать другое средство.
3. В городе Епифани жители, паче же новоучрежденное купечество имеют в выгонной земли и под поселение великой недостаток, ибо имеющейся градской выгон отмежеван, до учреждения в Епифани купечества, одним обывателям и на проезжающих, и то самое малое число. И по недостатку иного епифанские купцы, которые отгоняют к продаже в Санктпетербург и в Москву скупной скот, принуждены содержать на наемных в разных местах лугах, чрез что несут убытки, да и комерция от того вяще не распростирается, ибо некоторые купцы, хотя имеють охоту к размножению кирпичных, также кожевенных эаводов, но болшою частию, за малоимением под поселение земли, остается то в туне и не в заведении. И как под поселение новоучрежденному епифанскому купечеству, так для выгона к пастбе собственного домового и скупного к продаже скота, надлежит иметь особую землю, а не обше всем с купечеством, одним, ибо на общем выгоне от разных чинов с купечеством произойти могут, по превосходству купеческого скота, немалые споры, потому что всяк себе станет к пастбе выбирать найлучшия места. А обще весь скот иметь на том выгоне не можно по резону того, что скупной у купечества скот всегда бывает особыми гуртами. А по близости градского выгона, под городом Бпифанью, имеется бывшая отмежеванная в городе Епифани бывшими межевшиками, на прежде бывших при епифанской воеводской канцелярии салдат, двесте десятин земля, которая от епифанской воеводской канцелярии отдана в наем. Повелено б было оную землю отдать под поселение епифанскому купечеству для заводов и протчих строеней, также на выгон к пастбе как собственного, так и скупного для продажи скота. И ежели оная земля епифанскому купечеству отдана будет, то и произрастаемая от комерции здешнему купечеству полза более ко умножению приходить имеет и чрез то от найма лугов купечество минует, також на скот уже прибавки в цене быть оной, что ныне на наем лугов употребляетца, не может.
4. В городе Епифани купечество по новости учреждения в далнейшие торги и промыслы еще не весма распространилось, а производить комерцию болшою частию покупкою и продажею мелочных товаров. Но многие ж крестьяне в торговые дни привозят в город Епифань, кроме дозволенных им оставших от их расходов собственных товаров, всякие скупные товары, а более деревянную всякую посуду, хмель в болших кипах, кои пудов от пятнатцети и более, рыбу всякого рода, свежую и соленую, а что болше еще, осетров и белуг, и продают на площади в розницу, а хмель и рыбу в разновес, со уменшением против купецких цен. А епифанским купцам оной товар те крестьяне оптом никогда не продают, отчего купеческому обращению не малой подрыв. И ежели приезжающим разночинцам в Епифань в продажу вышеписанных товаров учинено будет под страхом запрешения, а дозволено будет здешнему купечеству тем здесь ползоватца, чрез что епифанское купечество может болше умножить торги и промыслы и тем в лутчее состояние приходить будут. Разных чинов люди приезжают в город Епифань на торговую площадь в торговые дни и покупают привозимой всякой хлеб в розницу, коего набирают до многова числа, и отвозят оной в иные города для своей одной ползы, чрез что чинят в ценах повышение, а епифанскому купечеству, яко имеющему от того пропитание, чинят немалое в торгу помешателство и обиду, в чем повелеть учинить запрещение.
6. Полицыям, на основании регламента главнаго магистрата, единственно признаваем быть за полезное при магистратах и ратушах. Много бывает, в магистратах и ратушах купечество иногда и безвинно содержитца под караулом, колми паче и без всякого производства, еще болше в цепях с стулом, чрез что купец претерпевает изнурение, а в торговой своей комерции убытки и помешателство. И по сему на таковых судей, кои забыв долг присяги и затмя чистую совесть, чинят притеснение, необходимо надобно узаконить достойной страх, дабы все магистратские и ратушские судьи от напрасных тех посягателств себя воздержали. Нз купечества к казенныи и протчим зборам в другие городы не выбирать, ибо оное купеческому обращению немалой вред, потому что тот выбранной принужден будет нетокмо торговой комерции отстать, но и домашней своей экономии совсем чрез все то время лишитца.
9. Имеющияся у жителей по самой необходимости для домашняго семейства бани положены ныне в рублевой оклад. Между тем и по болшей части в купечестве есть самые бедные, которые не токмо к платежу рублевых банных денег не в состоянии, но и подушныя денги не платят. По уволнению их, по их убожеству, капиталистами купцами и то почитается ко отягчению. Повелено б те бани из окладу исключить.
10. Необходимо нужно во всех городах для ползы обществу определить по числу жителей лекаря или подлекаря, ибо во многих городех оных нет, и, за неимением оных, принуждены иногда ползоватца от неученых, а паче в пускании крови великую имеют нужду.
11. У купечества волные наемные работники ныне весма против своих трудов платою превосходят и, несколко быв в том служении, к своему промыслу отбывают. Повелено б дозволить купечеству купить для домашней работы, паче же для препровождения и охранения товаров, безземелных крестьян, первой—по пяти семей, второй—по три семьи, и со оных подушныя повелено б платить в магистраты и ратуши, от чего купечество может поправлятца и в лутчее приходить.
12. Некоторые купцы за запрещением под образом, якобы наемные, а в самом деле их купленные, имеют у себя крестьян, токмо, дабы законом то было покрыто, пишут купчия на имя себе знаемых по согласию дворян, через что происходить во-первых, закону нарушение, да и купеческому обращению неравенство. И ежели дозволено будет купечеству иметь безземелных крестьян, дабы сверх дозволеннаго не имели под таким претекстом, и поведано б на таковых удостоить достойной страх.
13. Многие извощики против своих договоров чинят частыя неустойки, чрез что следует остановка товарам и в комерции помешателство и немалые убытки. В прекращение того, повелено—б при найме с них, извощиков, брать своеручныя писма и за неустойки узаконить достойной штраф, и в том с ними ведатца кратким словесным судом в магистратах и ратушах.
14. В состоявшемся именном 1755 году указе Таможеннаго Устава, в 6 главе точно изображено: приезжающим во все городы из других городов купцам товары свои продавать тамошним гражданам и приезжим купцам оптом, а врознь на чужих городах продавать накрепко воспрещено. За преступление оного узаконен штраф. Однако многие иных городов купцы в надежде на свое богатство, уповая, что по его знатности не может никто ему в силу законов сделать запрещение, приезжая в другие городы, как то подлинно здесь происходить, продажу привозным ими товаром в розницу производить; а еще того болше, в торговые дни те иногородные купцы покупают привозные из уездов разные товары в розницу у крестьянства с повышением цен, и тем много чинят здешним гражданам обиду, от чего нетокмо чтоб торги и промыслы ко умножению приходили, но по времени и совсем пресечься могут. И посему за слабое смотрение, кому то препоручено, повелено б удостоить достойной штраф, дабы к тому оказана была в смотрении строгость.
15. В прогоне скупного для продажи в Москву, в Санктпетербург и в другие городы скота купцам со атестатами нигде как воеводам, так и протчим, под видом, якобы осмотра, приметок не чинить и ни для чего не останавливать. А осмотр повелено б чинить, где тот скот имеет в продажу производится.
16. Дабы прикащики и работники от своих хозяев без писменвых видов к другим хозяевам не отлучались, повелено б узаконить на таковых достойной страх, ибо многие, быв в услужении у своих хозяев, затратя за себя и раздав в долги немалую сумму денег и не дав отчету, а что еще того болше, не дожив урочных лет, отбывают в другие городы и к другим хозяевам, в чем купечество имеет к подрыву в комерции своей несносныя обиды.
17. Многие обязывающиеся векселми, забрав немалую сумму под образом комерции, в надежде, что ему едино токмо держатца под караулом, а капиталистые купцы, не зная их факцыи, единственно зря на простираемую ими комерцию, якобы знатную, а в самом деле фалшивую, верят на немалую сумму. Повелено б узаконить заемшикам достойной страх, дабы чрез фальшивых банкрутов в умышлениях их оказана была строгость, чрез что комерция приходить имеет в лутчее состояние.
18. Векселным Уставом и указами по векселным делам споры разбирать велено чрез маклеров. Токмо оных веcма во учреждении по городам мало. Повелено б, в прекращение происходимых споров и протчих неудобств, вексели свидетелствовать, где маклеров не учреждено, публичным натариусам, где же и оных нет, магистратским и ратушским канцеляристам (не соблаговолено ль будет и сие принять в милостивое разсмотрение).
19. Во время весны и лета, яко крестьянству принадлежащее к работе, упражняясь во оной, никаких товаров уже в городы привозить времени оным нет, чего в городех необходимость требует,— в уезды же купечеству для покупки ездить запрещено. У крестьянства же, паче всего в обычаи, мед продавать на местах, то есть на осиках, а на торговыя площади меду для продажи никогда не привозят. Повелено б купечеству в уезды для покупки товаров дозволить ездить.
20. Многие купцы ездят в чужие уезды, чрез что того города купцам чинят в покупке товаров обиды. Повелено б узаконить, чтоб никто иногородние купцы для розничной покупки и продажи товаров другаго города в уезд не ездил, и в том удостоить штраф.
21. Хотя Главного Магистрата регламентом точно повелено купечество единственно судом и расправою ведать в магистратах и ратушах, однако, много бывает от воеводских канцелярией и от протчих команд: забирают к себе купцов, спрашивают, якобы по делам, и содержать в тюрьмах, а потом уже отсылают в магистраты и ратуши скованных. Повелено б при запрещении оного удостоить достойной штраф, дабы ни под каким видом никто не до своей команды не касался.
22. Многие государственные крестьяне, а паче живущие при городах и в городех пашенные салдаты, желая, взяв наперед денег для исправления своих нужд и надобностей, за оныя чем заработать или перевозкою товаров заслужить, но за запрещением со оными, чтоб никакими писмами в доиме денег не обязыватца, купечество ссужатца тем опасно. Повелено б дозволить не более как толко до пятнатцети рублев, и в том брать с них своеручныя писма з запискою у маклеров в книгу, а где оных нет, в магистратах и ратушах.
23. Квартирующие в городах полковые служители занимают квартиры не по своим рангам, так что есть некоторые афицеры, от капитана и до ундера-фицера, по множеству у него служителей и служанок, притом имея лошадей, скота, птиц, хозяев, за малостию строений, ис покоев выживают; иные ж хозяева, хотя имеют для постоя особые дворы, но на оные, где нет погребов, болших сараев, бань, конюшен, не ставятся. И за стеснением сами хозяева уже на те постоялые переходят, у кого особых нет, то из своего семейства несколко к родственникам, для жития в другие домы переводят. И за тем беспокойством невозможно купцу свою комерцию размножить, разве от того лишится принужден. Повелено б узаконить, дабы квартирующие военные, так и проезжающие на время излишних покоев отнюдъ не занимали б. И у коих обывателей имеютца постоялые дворы, к тем хозяевам в жилые домы не ставится и на постоялых излишняго ничего не требовать.
24. Нередко бывает в некоторых сие по злобе или иногда и безо всего, колмиж паче еще в пьянстве, захватя к себе в дом или где в другом месте какого либо человека, оного бьют безчеловечно, а иногда плетми и ботаги секуть, надеясь на свое богатство, уповая на то, что ему едино токмо на суде заплатить за бои и увечье вдвое. В прекращение, дабы напрасных кровопролитий не было, повелено б узаконить за всякой бой, сверх платежа, телесное наказание, а кои в ранах, за всякое нападение тое повелено б лишить чинов, чрез что произойти может мир и тишина.
25. В малых, яко то во всяких обидах и претензиях, или на что есть явное и верное свидетелство, повелено б производить суд краткой, а не формалной, дабы обиженному далнего разорения и убытку не следовало.
26. В сходствие Высочайшаго Ея Императорскаго Величества повеления ныне на жалованье штатским чинам настоит взыскание с протестованных векселей, по осми процентов с рубля. Не соблаговолено ль будет оное ввыскание оставить, ибо оное весма купечеству отяготително, ибо между купечеством заимщики многие оказываются к платежу неисправными, от коих изо всех ево продажных именей кредитору достается за векселной каждой рубль по дватцети, а много по пятидесят копеек, и что было принимателю за свою векселную, да еще неполную сумму, какую часть себе получить, вместо того в восмипроцентовыя деньги то доходить; к томуж иногда и исправной купец за каким либо законным препятством на срок заплатить не достигает, а между тем вексель протестуется, принужденным будет те осмипроцентовыя денги в казну заплатить со многих тысяч рублев, чем имевшие и надежной кредит купцы могут подпасть в далнейший убыток, от чего не без опасности есть к следствию купеческому обращению подрыва. Естлиже в чем всевысочайшее воспоследовать может повеление всемилостивейшей и самодержавнейшей нашей Государыни, Ея Императорскаго Величества, тому мы нижайшие, как верноподданнейшие Ея Величества рабы, со искренним усердием повиноватца, яко повелению самаго Бога, должны.
Наказ скреплен полистно в следующих выражениях:
— K сему наказу городу Епифани житель, епифанской купец, голова Иван, Андреев сын, Бородин подписуюсь (полистно)
— К сему наказу епифанской ратуши бургомистр Федор Бердоносов подписуюсь.
— К сему наказу епифанской ратуши ратмон Яков Деев, вместо отца своего Осипа Павловича Деева, по ево веление, потписался.
За сим следуеть 38 рукоприкладств лиц купеческаго сословия.
Материалы Екатерининской законодательной коммиссии. Т. 9. СРИО № 107, 1900 г. — с. 3–11
Наши предки....