http://alh.h15.ru/html/html2.htmИз истории лесного хозяйства Тульской области
Тульские леса, расположенные в бассейне р. Оки и ее притоков, всегда имели большое значение, а со времен Петра I стали важным объектом лесного хозяйства.
Особую роль имели дубравы, так называемые «Тульские засеки», сыгравшие в свое время историческую роль в обороне Московского княжества от набегов кочевых племен с юга.
Засечные дубравы замечательны и как ценный памятник широколиственной флоры, где на протяжении столетий передовые ученые-лесоводы страны проводили оригинальные и самобытные приемы лесовыращивания и лесовозобновления такой ценной породы как дуб.
Несмотря на старания ученых-лесоводов, засечные леса в дореволюционное время усиленно вырубались, что приводило к смене дуба мягколиственными породами.
В течение последних 50-ти лет усилия тульских лесоводов были направлены на восстановление и сохранение ценнейшей породы – дуба. В настоящее время засеки образуют почти сплошную узкую полосу дубрав с липой, кленом, ясенем и другими породами, протянувшуюся от правобережья Оки в Белевском районе, по северной части Одоевского, юго-восточной Суворовского, южной Дубенского, по Щекинскому районам. Прерываясь возле Тулы, они продолжаются на северо-востоке в Ленинском и Веневском районах, затем переходят в Рязанскую область.
В XVI-XVII веках засеки служили защитой на южной границе Русского государства и находились под особой охраной. Первое упоминание о засеках относится к 1560 году. В грамоте Веневу монастырю указывалось, что против монастырской стены (в районе нынешнего Веневского лесхоза) имеется «Заповедь Государства». Более подробное описание засек имеется в писцовых книгах, дозорах, царских грамотах XVI-XVII вв.
Из этих документов видно, что при постройке сторожевой линии, использовались естественные укрепления – приречные обрывы, там же, где не было обрывов, там устраивался «завитай», то есть земляной вал высотой 2-3 метра с дубовыми древесными связями. Укрепления на открытых местах соединялись с лесами, по границам которых делался лесной завал, он состоял из сваленных друг на друга деревьев, выкорчеванных из земли или срубленных без обруба от высоких пней. Деревья не совсем отделялись от пней, образуя завалы леса. В большинстве случаев засечка производилась лишь там, где через лес проходили дороги и тропы. Заповедная полоса леса, чаще всего находящаяся между лесными завалами, шириной от 2 до 6 км и называлась засекой.
С 70-х годов XVII века Тульские засеки утратили свое стратегическое значение. Особое значение Тульские засеки приобрели при Петре I, когда увеличилась потребность государства в древесине для нужд оружейного и корабельного производства.
Первое лесоустройство засечных лесов было проведено в 1839-1849 годах. При этом впервые были организованы лесничества как лесохозяйственные единицы: Одоевское, Крапивенское, Подгородное, Щегловское и Веневское. Веневское делилось на участки: Картасеневский участок (дача) и Веневский. Щегловское объединяло Карницкую и Щегловскую дачи. Каждое из перечисленные казенных лесничеств и дач было разбито лесоустройством на 100-десятинные кварталы.
Повторные лесоустройства (ревизии) проводились в 1858, 1864, 1874, 1889, 1896, 1901, 1911 годах. В 1896 году кварталы были разбиты на 4 части по 25 десятин. К ревизии 1906 года Тульские засеки делились на 8 лесничеств, из которых наименьшим было Карницкое (2408 га) и наибольшим – Одоевское (6910 га). Причем каждое из них числилось в то же время и хозяйственной дачей.
В 1918 году к засечным лесничествам были присоединены частновладельческие леса, и рубки леса стали носить более промышленный характер.
В 1929 году были организованы лесхозы и леспромхозы. В связи с Постановлением ВЦИК и СНК от 02.07.1936 года «О выделении водоохраной зоны» большая площадь Тульских засек была передана в водоохранную зону. В 1937 году в засеках образован Крапивенский опытный лесхоз площадью 27873 га и Тульский лесхоз площадью 36000 га. Остальная часть засечной полосы находилась в ведении Московского управления лесами местного значения.
В 1934-1935 годах Веневская, Карницкая и Картасеневская засеки были переведены в лесокультурную зону с подчинением Наркомзему, в связи с чем леспромхозы были переименованы в лесхозы. Последующие лусоустройства проводились в 1947, 1957, 1967, 1979, 1989 годах.
В 1979 году лесоводы и общественность области проделали огромную организационную работу по сохранению уникальных дубрав средней полосы «Тульские засеки». Учитывая историческое значение Тульских засек и ходатайство Упрлесхоза, Совет Министров РСФСР распоряжением от 10 июля 1980 года № 1078-р утвердил решение Тульского облисполкома о выделении особо ценного лесного массива «Тульские засеки» на площади 24033 га. Последнее лесоустройство проводилось в 1998 году.
На основании приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 18.06.1999 годы № 128 Комитет по лесу Тульской области был переименован в Тульское управление лесами со статусом территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства на территории Тульской области.
Согласно Указа президента Российской Федерации от 17.05.2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», была упразднена Федеральная служба лесного хозяйства России и все полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда Российской Федерации были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации. В связи с этим Тульское управление лесами было ликвидировано с передачей его функций Комитету природных ресурсов по Тульской области. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации «О реорганизации Комитета природных ресурсов по Тульской области» от 24.05.2002 года № 656-к Комитет природных ресурсов по Тульской области был преобразован в Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Тульской области с передачей ему соответствующих функций по ведению лесного хозяйства.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.08.04 г. № 9 «О создании территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства» создано Агентство лесного хозяйства по Тульской области.
Лесная служба в Тульской губернии.
После учреждения в 1789 году Лесного департамента упорядочилось государственное управление лесами в Тульской губернии. В то время были казенные леса – Тульские засеки, приписанные к оружейному заводу для удовлетворения всеми потребными ему лесоматериалами и дровами, с правом отпускать деревья казенным безлесным крестьянам «в казенные места»; крестьянские леса и частные – принадлежащие помещикам.
До 1845 года казенные и частично крестьянские леса разделялись на 3 форста (лесничества), 5 унтер-фостов, те и другие делились на 67 ревиров. Это были: первый Малиновый и второй Малиновый форсты и Веневский форст. В свою очередь форсты и унтер-форсты объединялись в 2 округа. Управляли лесами: в губернии – губернский лесничий, возглавлявший Лесной отдел губернской палаты государственных имуществ; в округах – окружные лесничие; в унтер-форстах – подлесничие. В казенных лесах была лесная стража из объездчиков и лесных сторожей (лесников).
В 1839 году Корпус лесничих был военизированной организацией, и лесничими, подлесничими назначались офицеры-подпоручики, поручики, унтер-офицеры, прапорщики, штабс-капитаны. Губернским лесничим в то время был майор Сафонов. В лесной страже были солдаты, отслужившие свою службу и изъявившие желание пойти на лесную службу. Кроме того существовали лесные ревизоры, осуществлявшие контроль за деятельностью лесничих и подлесничих в лесах.
Дисциплина была строгая, такая же как в армии. Был, например, такой случай. «За явку в пьяном виде в Окружное начальство рядового Николая Губарева наказать шпицрутерами через 500 человек три раза» - такой приговор ему вынесла военно-судебная комиссия. Рассматривая это дело, губернская палата государственных имуществ смягчила его: принимая во внимание безупречную до этого лесную службу Губарева, решила уменьшить двумя третями, но на лесной службе не оставлять».
Лесничие и подлесничие строго следили за сохранностью казенных лесов и лесных угодий. По каждому случаю самовольных порубок дела направляли в уездные суды, а докладные записки – в Лесной отдел губернской палаты государственных имуществ, где их рассматривали и выносили окончательное решение. Так за самовольно срубленные 4 дубовых дерева крестьяне Крапивенского уезда заплатили штраф 17 руб. 60 коп., что по тем временам было большими деньгами.
Лесная стража была вооружена огнестрельным оружием, о чем говорит, например, поручение «поручение окружному лесничему Порчевскому составить смету на заготовление для 22 объездчиков 220 боевых патронов и предупредить, чтобы они патроны употребляли не для охоты, а для службы, но сторожа имели бы порох и свинец свой».
Лесничие и подлесничие следили за отпуском леса , поступлением денег в казну, им поручали обследовать мосты и составлять сметы на ремонт, охранять от самовольных порубок, хищений, от пожаров, следить за правильным использованием сенокосных угодий, сдаваемых в долгосрочную аренду и своевременной уплаты денег, рытья канавы вокруг засек (в 1842 году было вырыто канавы на 27 верст).
В 1840 году реки губернии Упа, Дон, Шат были признаны сплавными, вдоль них установлена 5-верстная полоса леса у берегов, где предписывалось «сберегать для казенных надобностей и для судостроения и отнюдь не дозволять вырубки растущего леса для продажи и на другие частные надобности». Запретные полосы были выделены и вдоль других, несплавных рек в крестьянских лесах, в которых заготавливался лес для флота.
Древесина высоко ценилась. Так статьями Лесного Устава предписывалось: «суховершинные и сухоподстойные на корню деревья, так же буреломник, годный на строение, отпускать в равной цене со свежим растущим лесом, а с валежника, годного токмо на дрова, брать цену по расстоянию от рек и роду деревьев, третьей частью дешевле против растущего». Сенокосные поляны сдавались в долгосрочную аренду крестьянам и помещикам, но при этом ставились жесткие условия по улучшению земли, охране окружающего леса и своевременной оплате.
После лесоустройства засечных лесов в 1839-1842 годах Лесным Департаментом было предложено изменить разделение казенных засек и управления ими. Переписка лесного отдела губернской палаты с Лесным Департаментом по этому поводу шла около 3-х лет. Предлагались разные варианты, но окончательное новое разделение лесов сделал Лесной Департамент.
Распоряжением Министра Государственных имуществ от 29 мая 1845 года леса Тульской губернии были разделены на два округа. В первый округ вошли 5 лесничеств в казенных Тульских засеках и одно – в крестьянский лесах; во второй округ – два лесничества в крестьянских лесах. Получив распоряжение Министерства, губернская палата госимуществ своим приказом от 14 августа 1845 года за номером 1788 разделяет все леса на два округа I и II, « из которых первому состоять из казенных лесов», дает название новым лесничествам. Это Одоевское , Крапивенское, Подгороднее, Щегловское, Веневское; определяет их границы, назначает туда «в заведывание» лесничих, разрешает постройку для них домов и определяет их место жительства.
В первый округ было включено шестое лесничество Тульское, состоящее из крестьянских лесов Тульского, Веневского, Каширского и Алексинского уездов. Во втором лесном округе были два лесничества из крестьянских лесов: Чернское, объединившее леса Белевского, Чернского, Богородикого уездов, и Ефремовское – из лесов Ефремовского и Новосильского уездов.
Лесной Департамент назначил двух лесных ревизоров по новому разделению лесов в Тульскую губернию и разрешил им «пребывать в Туле», определив тем самым их место жительства.
В 1869 году Корпус лесничих был переведен из военизированной организации в гражданскую. Сохранилась лесная стража из объездчиков и сторожей. Лесничими стали назначать специалистов с высшим лесным образованием. Такими были в Тульских засеках Андрей Павлович Молчанов, Александр Иванович Успенский, Владимир Николаевич Штурм, Эдуард Эдуардович Керн и другие.
Обеспокоенный интенсивной вырубкой дуба в засеках, Лесной Департамент поручает тульским лесничим изучить возможности выращивания дубовых насаждений. А. П. Молчанов, В. Д. Ошевский, А. И. Успенский в 80-90-х годах прошлого столетия и в первые годы двадцатого века разработали свои оригинальные способы выращивания культур дуба, которые в принципе сохранились и поныне.
Это способствовало увеличению дуба в насаждениях. Так началось в Тульских засеках отечественное лесоводство и лесная наука в России. В лесничествах появились лесные кондуктора, которых выпускала лесная низшая школа, сейчас это Крапивенский лесхоз-текникум.
С небольшими изменениями лесная служба сохранилась вплоть до наших дней. У лесничих появились помощники, вместо объездчиков – мастера леса, лесных сторожей – лесники. С годами произошло укрупнение лесничеств. Теперь они объединены в лесхозы, утратив административную самостоятельность, но лесничий остается главной фигурой в лесу. В лесхозе – директор и его заместители (главный лесничий, инженеры, бухгалтерия). В лесничестве – лесничий, помощник лесничего, мастера леса, лесники. Все относятся к лесной охране, как и специалисты вышестоящей организации – Агентства лесного хозяйства по Тульской области. Выше его – Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) – преемник Лесного Департамента.