14. Промыслы. Отходничество. Базары и ярмарки
Деревенский человек всегда был на все руки мастер Ему самому приходилось строить дом и изготавливать орудия труда, шить одежду и обувь ладить множество предметов домашнего обихода. Ведь долгое время господствовало натуральное хозяйство, когда надо было обеспечивать самого себя буквально всем.
Но вот с отменой крепостничества расширяется рынок У крестьянина появляется возможность продать продукты! своего труда и купить то, в чем он нуждался, Роль денег возрастает. В связи с этим стремительно развиваются промыслы и ремесла.
Давайте еще раз заглянем в "Крестьянскую избу", что в районном краеведческом музее, и там мы увидим мосальского мастера во всем его умении.
Почти в каждой хате стояли ручные ткацкие станы На них вырабатывали холсты и полотно. Для того и сеяли лен и коноплю. Из пеньки и волокна крутили веревки, из семян этих замечательных культур били вкусное масло.
Поистине неисчерпаемой кладовой сырья был мосальский лес. Чего только не давал он крестьянину! Для работы в поле: сохи, плетеные бороны, телеги, сани, лопаты, грабли. Для строительства (кроме бревен): кровельную щепу, доски, тес. Для домашнего обихода: мебель, деревянную посуду, рогожу, лыко для лаптей, кадушки и бочки, ведра, долбленые корыта.
Занимаясь животноводством, крестьянин получал сырье для выделки кож, овчин, производства сыра, масла, колбасы и многого другого. Теплые варежки, носки, варежки, шапки, шубы, тулупы, прочная кожаная обувь изготавливались в мосальской деревне.
В Мосальском уезде из привозного металла кузнецы делали ухваты и сковородники, ножи, обручи на бочки, тины для тележных колес, даже замки.
Важное место в развитии промыслов занимала добыча местных полезных ископаемых и производство из них строительных материалов.
Посмотрите на наши старинные здания в городе, на каменные дома в деревнях Ленское, Чертень, Фошня и других. Все они из самодельного кирпича, выжигавшегося на примитивных кирпичных заводиках. И стоят себе многие десятки лет (а церкви — сотни!) на местном известняковом камне, который шел и на фундамент, и на выжигание извести (для раствора, побелки и малярных работ).
Каждая деревня славилась своими мастерами: в Бавыкине и Калугове жили пильщики досок, в Дубровне — бондари, в Поскони и Новой Росчисти — портные, в Пузикове — сапожники, в Пищалове, Моцкове и Лепехах — трепачи пеньки и веревочники, в Крупце — кузнецы и замочники, в Касимовке — колесники (делали колеса для телег).
В самом Мосальске насчитывалось до двух десятков кустарей и ремесленников — портных, шорников, сапожников, столяров, даже были иконописцы.
Крестьяне, занимавшиеся промыслами, нередко уходили на заработки в другие губернии. Например, сапожники, портные, катальщики валенок, рогожники и особенно те, кто владел строительными профессиями. Уже к концу XIX века в Мосальском уезде к общему числу крестьян было 22% отходников. Отходничеством занимались даже женщины и дети. Они нанимались в больших городах в няни, прачки, кухарки, прислуги к богатым хозяевам, а дети — в подмастерья, половыми в трактиры, подручными в магазины. Судьба этих маленьких деревенских бедняков была ничуть не лучше судьбы чеховского Ваньки Жукова.
К отходничеству крестьян толкала беспросветная нужда, малоземелье, необходимость платить деньги то помещику, то кулаку, то государству, то за выкуп земельных наделов после освобождения от крепостной зависимости. Это явление замечается историками в наших местах еще с XVII века, когда из-за недостатка хлеба мужик вынужден был "другими работами оный сыскивать".
В Москве, Петербурге, Одессе, на Донбассе и во многих других городах и местностях необъятной России хорошо были известны мосальские плотники, каменщики, маляры, штукатуры, мостовщики. Как правило, работали товарищескими артелями, а профессии переходили из рода в род.
Так, село Тарасково до сих пор славится малярами и штукатурами, в Богоявленском (сейчас Ленское) были каменщики, во всех волостях мужчины владели плотницким мастерством. Среди отхожих промыслов встречались и довольно редкие: извозчики, сплавщики леса, стекольщики.
Отходничество поощрялось властями, так как привлекало в уезд деньги. Эти деньги, вместе с полученными от местных промыслов, поддерживали товарооборот. А в нем большое значение, помимо купеческой торговли, имели базары и ярмарки.
Чем отличались они друг от друга? Базар — это розничная торговля по определенным дням недели. В Мосальске он проходил по четвергам и воскресеньям на Соборной площади. Современный кинотеатр расположен как раз на месте бывших базарных торговых рядов. На базар приезжали крестьяне из окрестных сел и деревень, привозили продукты сельского хозяйства, а кустари — свои изделия.
Ярмарка — широкая торговля, устраиваемая несколько раз в году. Она привлекала людей не только из уезда, но и из городов Калуги, Мещовска, Серпейска,,из южных областей и с Украины. По количеству ярмарок Мосальский уезд занимал первое место в губернии. В городе их былo пять: летняя Казанская (6 — 15 июля), сборная (последнее воскресенье сентября), осенняя Казанская (22 октября), вторая Георгиевская (26 ноября) и Трехсвятская 30 января). Торги собирались также перед Пасхой, в Вербное Воскресенье. Предметы торговли: хлеб, скот, одежда, обувь, посуда, орудия труда, продукты, фрукты, овощи. Широко были представлены типичные для ярмарок развлечения: карусели, балаганы, игры.